Синтез кода и железа
В сентябре в Оренбурге на заводе бурового оборудования состоялся запуск серийного производства новой универсальной буровой установки. Принимали презентацию и наблюдали за производственным процессом представители «Росатома». Достижением оренбуржцев стало не только производство. На их счету – все этапы создания уникальной установки, от проектирования до разработки программного обеспечения.

Установка под ключ
Важной характеристикой «ZBO S50» - многофункциональной самоходной установки, работающей на основе «КамАЗа» с верхним силовым приводом – является возможность автономной многосуточной беспрерывной работы. Презентованная система может бурить скважины глубиной до 3000 метров в породах любой сложности. Кроме того, разработка универсальна. Её можно применять в добыче урана, угля, золота, никеля.
Все без исключения детали, крепления и узлы – созданы на Оренбургском заводе бурового оборудования. Отдельного описания стоит разработка программного обеспечения (ПО), благодаря которому бурильщик в режиме реального времени контролирует и отслеживает весь процесс. Это уникальная опция, потому что в аналогичных комплексах возникающая в процессе бурения проблема фиксируется лишь методом естественного наблюдения. В «ZBO S50» есть возможность записать процесс и проанализировать материал.
Онлайн-мониторинг всех процессов, сбор телеметрии и последующий анализ данных переводит геологоразведочные работы из категории «работы с повышенными рисками» в категорию «управляемых высокотехнологичных процессов». Автономная работа в течение длительного времени кардинально повышает эффективность и безопасность, сокращая необходимость постоянного присутствия человека в опасных зонах.

Made in Orenburg
На изготовление установки предприятие потратило 3 года. В настоящий момент в течение года на заводе собирается две такие машины. На производстве действуют роботы-манипуляторы, используются современные станки с ЧПУ. Все без исключения этапы и получаемые результаты соответствуют мировым стандартам качества.
Разумеется, темпы производства предполагается ускорить. А объем – повысить. Причем в разы. Перспективы – манящие, но вполне реализуемые: выйти на глобальный рынок. И в этой задаче партнерство с «Росатомом» является ключевым фактором. Крупный заказчик со стабильным спросом – ключевое условие развития.
Старт продуктивного взаимодействия Завода бурового оборудования и АО «РУСБУРМАШ» (входит в «Росатом») состоялся всего пару месяцев назад на Петербургском международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге при посредничестве Минпромторга РФ.

К слову – в 2023 году в регионе была одобрена первая промышленная ипотека. Кредит по льготной ставке на 70 млн рублей получило АО «Завод бурового оборудования». Деньги пошли на модернизацию трех производственных помещений общей площадью около 5 тыс. кв. м.
Теперь предприятия будут вместе работать над роботизацией и автоматизацией буровых установок, а также над созданием «Умного полигона» - цифрового решения для оптимизации процессов бурения.
Большие планы
Согласно отраслевым данным, зависимость российского горнодобывающего сектора от импортной техники в некоторых сегментах до недавнего времени достигала 70-80%. Проект «ZBO S50» способен повлиять на эту ситуацию. Пятилетний контракт с «Росатом-Недра» и Минпромторгом РФ, включающий создание «Умного полигона» и роботизацию, подтверждает государственную важность развития именно таких компетенций.

Поставки установок в страны СНГ и Центральной Азии со схожими геологическими и климатическими условиями откроют новую главу несырьевого экспорта для России. Это уже не поставка углеводородов, а экспорт высокотехнологичных решений, что полностью соответствует целям национального проекта по международной кооперации.
В настоящий момент можно утверждать, что установка работает на повышение точности разведки и снижение рисков. После 2022 года многие зарубежные производители прекратили сервисное обслуживание и поставки запчастей для своего оборудования в России. Это создало колоссальные риски для непрерывности производственных процессов. Полностью отечественная разработка, от идеи до софта, их нивелирует, возвращая контроль над стратегическими операциями.